Из записных книжек разных лет
Из записных книжек разных лет
Сатира – это обостренная картина действительности.
* * *
Сатирики – все люди, только одни это знают, а другие – нет…
* * *
Сатира и пафос пасутся рядом…
* * *
Мои герои меня просто не замечают…
* * *
Самый адресный фельетон – тот, что без адреса…
* * *
Фельетон и обвинительное заключение – это разные виды литературы…
* * *
Старики уже были молодыми, а молодые еще не были стариками – в этом вся проблема «отцов и детей».
* * *
Когда родители дают деньги детям – обе стороны рады. Когда дети родителям – обе стороны плачут…
* * *
Женщина всегда душечка при каком-нибудь эпицентре. И, если у нее дома нету этого эпицентра, она ищет его в общественной деятельности, науке или искусстве…
… у нее больше ответственности на этой земле.
Поэтому все, что она делает, она делает отчаяннее нашего брата. Поэтому она лучше нас с тобой и ужаснее нас с тобой… Если она сделает добро – так это рай… Но если она сделает зло – так ад, по сравнению с ним – это парк культуры и отдыха…
* * *
Тенор пел так здорово, что ему можно было и простить, что он тенор.
* * *
Мудрость – это то состояние, когда Чехов и Гоголь уже не кажутся смешными писателями. Всему свой черед.
* * *
…Не мешайте людям умирать,
Может быть, их это жить научит…
* * *
Комплекс незаконности – страшное дело: каждый миг могут скинуть! И отсюда – супернасилие, страх перед народом и жажда, чтобы тот же народ тебе поклонялся.
Это очень близко к лагерной иерархии общества. Властитель – это пахан. У меня даже есть «рабочий» термин – социал-паханизм.
* * *
В развращенной стране законы не могут действовать. Они служат либо способом обогащения, либо орудием устрашения, либо предметом насмешки.
* * *
Я устал от людей, которые машут законом, как дубиной, и бьют им в самое сердце совести.
* * *
Идеология – это не разговоры о действительности. Это – разговоры о своем представлении о действительности.
* * *
Чем меньше в обществе прав, тем больше в нем метафор.
Чем больше в обществе душевных иллюзий, тем больше в нем воровства. Потому что «духом окрепнем в борьбе» – это только говориться. А на самом деле кушать хотца. Ни одна проповедь не приносит такого доходу, как проповедь аскетизма и самоотверженности. А если эта самоотверженность осеняется научным знаменем коммунизма, доходы проповедников удесятеряются.
Потому что суть бытия не умозрительное прекраснодушие, не духовные песнопения, не клятвы на миру, не горение очами, а – суть бытия – собственность.
Вот и вся ихняя тетрадка.
Из двух зол мы всегда выбираем большее.
Неужели снова выберем большее зло?
* * *
Вероятно история – это цепь, в которой каждое звено бренчит по своему, не желая, или не умея слушать, о чем звучало предыдущее звено.
* * *
Исповедовать Идею весьма удобно для нетребовательного ума.
* * *
На том свете не действует закон стоимости. Там все бесплатно.
Поэтому коммунизм столь привлекателен.
Мы строили тот свет на этом свете.
* * *
Советская идеология – как активный источник русского самоистязания.
Хороший человек должен жить худо. Если живет сносно – надо проверить с чего? Не может быть, чтобы честно и хорошо…
* * *
Когда приходит несчастье, не надо сходить с ума, иначе оно никогда не уйдет.
* * *
Евреи должны быть под рукой. Не будь евреев – не на кого сваливать свои козни.
* * *
У свободы такое свойство, что ее толкует каждый по-своему.
* * *
…Когда власть дает свободу, она должна подумать, чем та свобода обернется в непривычной к свободе стране.
* * *
Война – это организованная государствами форма грабежа и разбоя, узаконенная и освященная лукавым взором очередной идеи.
* * *
Честолюбие и самодовольство питается не тем, что видят глаза, а тем, что слышат уши.
* * *
Ничто так не мешает революции, как феномен морали.
* * *
Мне кажется, труднее всего воспитать одного человека – самого себя.
* * *
Сколько бы ни было благородства – его никогда не будет достаточно.
* * *
С человеком, лишившим себя личной чести, невозможно ни договориться, ни условиться. Его невозможно даже пристыдить. Все эти понятия – стыд, совесть, тем более благородство – его не касаются. Понятие доброй воли ему ни к чему. Такой человек несет в коллектив единственное чувство, которое ему близко, – насилие. И, понимая, что это палка о двух концах, он озабочен тем, чтобы, пользуясь этой палкой, быть самому безнаказанным и неуязвимым.
* * *
Надо обладать высоким сознанием, когда вступаешь на ринг, потому что иначе это не игра, а хорошо обеспеченная расправа.
* * *
Улыбка – извечный спутник свободы. Рабство насуплено и мрачно, свобода улыбчива и ясна.